Пропедевтика
Основы эстетики
Атрибуты качества
|
В любом другом опыте явления имеют количественные и качественные характеристики. Для описания количественной стороны явлений довольно найденных пропонятий. Действительно, количество есть мера чего-то (какого-то качества). Понятие меры имеет в основе понятие числа. Число есть основа возможности количественной характеристики явления. Понятие числа как множественного образуется путем синтеза нетождественных, но одинаковых простых частей – единиц. Причем синтез этот происходит последовательно, что и делает возможным возникновение числа. Собственно говоря, число и есть функция последовательного синтеза сходного простого в множественное целое. Синтез, как сказано, всегда основан на единстве апперцепции. Последовательность синтеза, как и любая другая последовательность, есть производная времени. Значит, основа любого числа, а, значит, и количества, лежит в пропонятиях времени и самоосознания «я». В любом явлении необходима качественная компонента (было сказано о роли содержания явления). Понятие качества подразумевает некую оценку, и, значит, включает атрибуты содержания как подмножество. Оценка же выступает разновидностью атрибутов формы, так как служит основой для создания понятий и способствует формализации опыта. Качество, таким образом, есть понятие, причем составное – основою его служит оценка. Оценка, в свою очередь, есть суждение, как и все суждения, составленное из понятий. Точнее, это суждение, сравнивающее два (в простом случае) понятия согласно количеству и тождественности. Стало быть, сравниваемые понятия также составные, и имеют количественную компоненту и компоненту тождественности. Любая тождественность подразумевает наличие критерия, эталона для возникновения возможности выявления тождественности. Можно сказать, что тождественными будут такие два понятия, для которых будут равны (в численном отношении) количественные характеристики и будет совпадать критерий тождественности. Возникают две проблемы. Одно и то же нечто включено в тождественное понятие или все же разные экземпляры? И второе – присущи ли эталоны человеческому мышлению, существуют ли вовне или и то и другое? Иначе говоря, так. Пусть имеются два явления: красный флаг и красный помидор. Присущая этим явлениям «красность» своя для флага и своя для помидора? Или же есть некая отдельная от них «красность», уделяющая себя и тому и другому? И второе – «красны» эти явления сами по себе, представляются ли нам таковыми или частью – сами по себе, а частично – представляются? Нечто, включающее свои атрибуты в отдельные явления, необходимо должно существовать отдельно от этих явления, служа объединяющим средством для них. Что же может находиться вне явлений, не быть при этом явлением, и, в тот же момент, объединять явления? Если нечто не существует как явление, будучи при этом присуще явлениям, то это нечто есть компонента мышления человека. Действительно, человек воспринимает только явления, все остальное – есть компоненты мышления. Более того, способность объединять причисляет это нечто к производным апперцепции. Если же эталоны присущи каждому явлению в отдельности, то возникает потребность в дополнительном объединяющем представлении, которое дает возможность производить суждения. Так что можно отвергнуть присущность каждому явлению отдельного эталона; эталон необходимо общий и присущ мышлению, не существуя как явление или, тем более, как предмет реальности. Следующий вопрос, который следует рассмотреть – присущи ли эталоны мышлению изначально или приобретены? На этот вопрос можно ответить, применяя эмпирические познания. А именно, если бы эталоны изначально врождены, суждения всех людей были бы одинаковы (что касается какого-то одного явления), а это не так. Значит, эталоны полностью или частично приобретаются. Не так относительно пропонятий. Если эталоны суть случайные приобретения, то и суждения людей разнятся. Однако пропонятия необходимы, так как формализация иными способами для человека невозможна, как было показано ранее. То есть пропонятия врожденны всем людям изначально. |