Пропедевтика
Основы эстетики
Атрибуты формы
Пропонятия
Единство апперцепции
|
Следующим важным пропонятием служит то, что есть основа для синтеза простого в восприятии в представление о сложном, а подобный синтез есть неотъемлемая часть любого восприятия. Неочевидна причина, по которой множественные восприятия простого должны сочетаться в восприятие сложного. Понятие сложного – а то, что это – понятие, несомненно, – требует, как и другие разновидности формальных атрибутов, существования пропонятия. Пойдем от противного. Расчленение сложного на составные части может происходить планомерно, причем акту разделения подчинены не только явления, но и понятия и суждения. Оказывается, в каждом подобном делении наличествует некая формула, неизменно, постоянно и необходимо присущая восприятию, понятию или суждения, пусть и в неявном виде. А именно «я считаю, что…», «я воспринимаю, что…», «я мыслю…». Обыденное мышление, как правило, опускает эти формулы, подразумевая, тем не менее, их необходимость. Не есть ли искомое пропонятие то, что обозначается в этих формулах словом «я»? Для решения этого вопроса следует определить возможную принадлежность «я» к явлениям, понятиям или суждениям. Очевидно, что «я» – не суждение. Действительно, суждение есть акт сравнения понятий, здесь об этом нет и речи. Понятие возникает из восприятия и пропонятия. Естественно понятие человека о себе самом. Но это понятие сложно по своей природе и подчинено тем же принципам, что и все другие понятия. Восприятие человеком самого себя также сложно. В основе понятия о себе не лежит пропонятие пространства (мы не рассматриваем тело человека. Восприятие тела ничем не отличается от восприятия любого другого предмета). Личность как восприятие себя не имеет пространственного образа. Отсюда важный вывод. «Я», необходимое мышлению человека, не тождественно восприятию человеком самого себя. «Я» – простое представление. Быть может, «я» – простое восприятие или понятие? Ранее мы обсуждали сложность воспринимаемого, но не пришли к представлению о необходимости этой сложности. Очень просто показать искомое. А именно: к «я» нельзя применить упомянутую формулу «я мыслю» в любой из модификаций. Напротив, «я» есть необходимый компонент этой формулы, делающей возможным любой восприятие, понятие и суждение. Таким образом, «я» – пропонятие. Определим роль этого пропонятия в мышлении и удостоверимся, что оно действительно служит основой возможности синтеза сложного. Как уже рассматривалось, синтез сложного есть сочетание простого в единое целое. Простые восприятия, синтезируемые в сложное, необходимо сопровождаются формулой «я воспринимаю». Для того, чтобы был возможен синтез простых восприятий, помимо акта синтеза, производимого мышлением, необходимо представление о принадлежности всех этих простых представлений одной и той же формуле «я воспринимаю». Точнее говоря, необходимо представление о тождественности «я» для всех простых восприятий. Итак, простое и единое пропонятие «я» есть основа возможности синтеза многообразного. Как таковое, это пропонятие есть основа возможности не только опыта, но и мышления. Кантовское наименование этого пропонятия – единство апперцепции. Пространство, время и единство апперцепции – пропонятия, делающие возможным опыт в его формальном аспекте. Согласно Канту, этого достаточно для формализации опыта. Еще раз напомним, что речь идет о человеческом опыте и человеческом мышлении. Кант допускает возможность других видов мышления, делая замечание, что об этих других способах мыслить мы не можем иметь никакого представления. Согласно нынешним достижениям в науке и паранаучных областях, мы имеем множество примеров мышления и восприятия (то есть опыта), которые, казалось бы, выходят за рамки формального опыта. Таковы, к примеру, так называемые «озарения», «просветления», трансоподобные состояния. Но – это лишь другой способ получить данные о предмете, когда восприятие совершается иначе, нежели при обычном взаимодействии предмета с воспринимающим аппаратом. Заметьте, что термин «органы чувств» мы не используем. Органы чувств есть вполне определенные анатомо-физиологические образования, выполняющие, как правило, вполне ограниченные функции. Понятие же «воспринимающего аппарата» включает в себя органы чувств как подмножество. Использование этого термина позволяет не ограничиваться обычным восприятием и заставляет производить настоящее исследование более абстрактным образом. Найденной тройки пропонятий достаточно для получения опыта, относящегося к чистым наукам, таким, как математика, – то есть таким, где играет роль только формальная сторона, а содержание не имеет значения. |
|||||||||||