Пропедевтика
Основы этики
Моральные атрибуты
При рассмотрении формального опыта мы пропустили важную группу атрибутов явлений, не относящихся непосредственно к явлениям, но присутствующих в каждом опыте. Это – моральные атрибуты. К этой группе не следует относить удовольствие. Как разновидность качественной оценки, удовольствие подчиняется, в конечном счете, идее качества. Моральные атрибуты описывают явления с точки зрения добра, полезности, целесообразности и долженствования. Эта группа атрибутов наиболее наглядно показывает свое происхождение в мышлении человека путем приобретения. Также как и другие приобретенные суждения, они имеют начало в идее. Если доброе есть то, что соответствует идее добра, то целесообразное есть то, что должно существовать, дабы явление соответствовало своему назначению. Должное определим как то, наличие чего требуется для выполнения (в будущем) доброго или целесообразного. Так должное есть условие для выполнения других моральных атрибутов. Любое условие основано на воображении, так как при существовании (выполнении) условия предполагается будущее существование следствия. Иначе говоря, происходит построение экстраполирующего ряда явления, пусть и мысленно. |