Пропедевтика
Важные отступления
Итерационность формирования мира
Историческая теогония
Храм, церковь, личное божество, реликвии
Ересь
|
Понятие о создании божества проясняет такое явление, как борьба с ересью. Ересь как «желание странного» придает божеству «неправильные» атрибуты и божество как одушевленная сущность инспирирует в других, ортодоксальных поклоняющихся потребность в исправлении ситуации. Отрицать волевые проявления у божества нельзя. Если оно мыслится всемогущим, или хотя бы могущественным, значит, необходимо мыслится воля этой сущности – и создается. Можно объяснить и по-другому. Еретические наклонности определяют то, что образ божества, создающийся еретиком, в чем-то противоречит ортодоксальному образу, и ортодоксальные поклоняющиеся воспринимают этот «неправильный» образ как помеху. Однако эти два объяснения не противоречат друг другу. Мы видим, что имеют смысл все обряды. Разница определяется тем, с каким божеством ведется «работа». |