Пропедевтика
Важные отступления
Аналогия
|
Несколько слов об аналогии. Получение опыта сопровождается созданием совокупности понятий и суждений, формализующих этот опыт. Подобная совокупность названа нами шаблоном. Шаблон, таким образом, выступает как описание ситуации, в которой находится наблюдатель. В процессе получения опыта шаблон включает в себя и описание того, как развивалась ситуация, породившая шаблон. Тем самым шаблон начинает описывать не только мгновенную, текущую ситуацию, но и закономерности ее развития. Абсолютность шаблона, то есть полное соответствие его ситуации в ее развитии, возможна лишь при полном охвате восприятием всех явлений, могущих взаимодействовать с данной ситуацией – то есть всего мира. Понятно, что существование абсолютного шаблона возможно лишь теоретически, а на деле никогда нельзя достичь полного охвата. Естественным получается случай, когда ситуация, пусть и полностью описываемая шаблоном сиюминутно, мгновенно (хотя и этого не бывает, и по тем же причинам), не будет соответствовать шаблону в своем развитии. Склонность мышления к всеобщности заставляет предполагать, что опыт, мгновенно соответствующий шаблону, будет развиваться согласно этому шаблону. В этом – ошибка мышления, заложенная в нем самом, и называемая аналогией. Нельзя отрицать положительную роль аналогии, заключающуюся в том, что при верной оценке опыта становится возможным сделать правильный выбор. Опасность в неправильной аналогии – и неправильном выборе вследствие этого. Неправильность аналогии заключается в несоответствии шаблона ситуации. Чем правильнее шаблон описывает ситуацию и ее дальнейшее развитие, тем более правильной будет аналогия, и тем меньше ошибок выбора будет совершать субъект. В обыденном понимании применение неверной аналогии происходит из-за того, что субъект считает (судит), будто бы имеющийся шаблон соответствует ситуации. То есть причина в неверном, ошибочном суждении-оценке. Оценочные суждения основываются на эталонах, возникающих в процессе получения опыта под «руководством» идеи качества. Идея как представление высшей степени абстрактности неподвластна оценке, и поэтому об ошибочности идеи речи быть не может. Значит, причина ошибочных суждений – в неверных эталонах, либо в неправильных суждениях, порождающих эталоны. Так как эталоны происходят из суждений, то их ошибочность вторична и следует остановиться на том, что: «ошибочные суждения проистекают из ошибочных суждений». Это выражение ввиду своей тождественности не имеет практического смысла, если его рассматривать сиюмоментно. Вспомним, что формирование суждений происходит постепенно, «итеративно». Формируется первоначальное суждение, затем – происходит проверка его соответствия опыту и вносятся поправки, затем – цикл проверки и вынесения корректив повторяется. Процесс этот продолжается в течение всей жизни субъекта, имея завершение в абсолютном, – то есть в бесконечности. Формирование суждений «итеративным» способом приводит к стремлению суждений соответствовать истине (асимптотически). При этом ошибки выбора уменьшаются. Так видно, что ошибочность выбора, во-первых, преходяща, а, во-вторых, необходима. В практическом смысле правильный выбор есть отсутствие ошибок в выборе в тех моментах, которые непосредственно способствуют продвижению к добру. |