Пропедевтика
Теория эмоций
Роль эмоций в познании
|
Эмоции как ощущения есть явления. Следует рассмотреть, явления ли они, отображающие в мышлении некий предмет, или же они есть оценка ситуации, подобно удовольствию и неудовольствию, которые возникают в процессе удовлетворения потребности во всеобщем. Оценочную роль эмоций мы уже рассмотрели. Однако оценка как суждение (а не явление) не должна вызывать ощущений. Чувства есть то, что сопровождает явления. Значит, должно быть явление, сопровождаемое эмоциональным чувством. Вряд ли следует считать верным представление об «эмоциональных» сущностях, подобно символическим. Чувства-эмоции не представляются в виде образов, но сопровождают образы. Как следует из вышеприведенных рассуждений, эмоции сопровождают суждения, примененные к аналогиям, которые, в свою очередь, есть совокупность понятий и суждений и относятся к явлениям лишь косвенно. Чувства-эмоции зачастую сопровождают восприятие явлений как часть оценочной деятельности мышления, и, как таковые, проистекают из идеи качества. Неверно будет также представление о чисто эмоциональном мире – аналогично миру символическому. |