|
Как уже говорилось, лад – есть основная составляющая музыки,
определяющая соответствие ступеней звукоряда, употребимого в пьесе, основному
хроматическому звукоряду.
Хроматический звукоряд состоит из 12 ступеней, отстоящих друг от друга
на определенное, одинаковое расстояние в 1/12 часть октавы. Октава же
– соотношение высоты (частоты) звуков, при котором высота (частота) одного
в 2 раза выше, чем высота другого.
Возникает очевидная, императивная аналогия о соответствии ступеней хроматического
звукоряда знакам Зодиака. Я считаю оптимальной и наиболее объективной
систему соответствий, которую опишу ниже. Но вначале – несколько слов
об интервале.
Интервал – соотношение высоты (частоты) звуков. Музыкальные интервалы
определяются достаточно простыми дробями.
-
Прима ()
– в этом интервале частота одного звука равна частоте другого.
-
Малая секунда ()
– частота одного звука равна частоте другого звука + 1/12 этой частоты,
то есть м2=1+1/12.
-
Большая секунда ()=1+2/12.
-
Малая терция ()=1+3/12.
-
Большая терция ()=1+4/12.
-
Кварта ()=1+5/12.
-
Тритон ()=1+6/12.
-
Квинта ()=1+7/12.
-
Малая секста ()=1+8/12.
-
Большая секста ()=1+9/12.
-
Малая септима ()=1+10/12.
-
Большая септима ()=1+11/12.
-
Октава ()=1+12/12=1+1=2.
Можно заметить, что интервалы дополняют друг друга.
Прима (частота=1)+октава(частота 1+1=2) = октава.
Малая секунда (1+1/12)+большая септима (1+11/12) = октава, и так далее.
Применяя условные обозначения интервалов, составим таблицу:
1+8=8 |
м2+б7=8 |
б2+м7=8 |
м3+б6=8 |
б3+м6=8 |
4+5=8 |
тр+тр=8 |
5+4=8 |
м6+б3=8 |
б6+м3=8 |
м7+б2=8 |
б7+м2=8 |
8+1=8 |
Как видите, таблица симметрична относительно строки с тритонами (от перемены
мест слагаемых сумма не меняется). Интервалы можно рассматривать попарно,
таких пар получается 7. В доказательство правильности хода рассуждений,
мы видим, что пары образуют интервалы, сходные по характеру.
Какое же соответствие интервалов в карте? Вероятно, это будут атрибуты,
обозначающие некие соотношения одной величины с другой. Такой атрибут
только один – аспект.
|