Пропедевтика
Важные отступления
Итерационность формирования мира
Историческая теогония
|
Подробнее остановимся на понятии Бога. Как это ни обескураживает, но мы необходимо приходим к неутешительным для ортодоксов-фанатиков выводам. О существовании Бога человеческий разум знать не может. Если Бог есть абсолютное во всех отношениях существо реальности, то любое восприятие его будет в той или иной степени конкретным и не отражающим сути предмета. Идея Бога – умозрительная, и как идея, к явлению отношения не имеет. Смысл идеи Бога практический, причем не моральный, как писал Кант, а императивный. По рассуждению Канта, допущение Бога как законодателя мира делает возможным (и обязательным) существование моральных законов. Не так, понятие Бога как абсолютного существа есть то, к чему стремится человек благодаря изначальной склонности к всеобщности. Понятие Бога связано с понятием добра, добро есть удовлетворение потребностей, а потребности человека проистекают из всеобщности. Значит, Бог как абсолютная всеобщность всеблаг (всемогущ, бессмертен и так далее). И ничего более сказать о нем нельзя. Если же обратиться к истории развития представления о Боге – мы сталкиваемся с аналогией историческому процессу. |