Пропедевтика
Теория эмоций
Классификация
4. Исправимость результата
|
Ситуация, оцениваемая субъектом, всегда динамична, то есть подразумевает дальнейшее развитие. В зависимости от возможности субъекта совершить выбор, влияющий на развитие ситуации, следует выделить следующий критерий классификации. А именно – в силах ли субъект изменить предполагаемый сейчас результат, или нет. По определению доброй ситуации – субъект никогда не будет желать изменения ее итога. Поэтому будем считать, что этот критерий влияет лишь на злые и неявно злые (недобрые) ситуации и их оценки. Влияние это будет сказываться на том, к чему принуждается субъект. Если способ изменить ситуацию субъекту неизвестен, то положительным для него будет, во-первых, поиск такого способа, а, во-вторых, субъект имеет возможность получить знания, которые предотвратят подобные ошибки в будущем. Когда способ изменения субъекту очевиден, он может, помимо получения знаний «на будущее», попытаться исправить ситуацию и изменить ее в сторону добра. Заметим, что радость в доброй ситуации является подкреплением правильности выбора и должна служить, таким образом, фактором, подтверждающим успех итерации процесса получения опыта. Эмоция злой ситуации в случае, когда способ исправления очевиден, превращается в беспокойство различной интенсивности. |