Пропедевтика
Основы символизма
Символ
Символический мир
|
Следующее, что следует рассмотреть – есть ли «символическая» компонента нечто, присущее предмету, либо она присуща только воспринимающему субъекту. О присущности «символической» компоненты предмету уже было сказано. В противном случае предмет-символ не мог бы вызывать возникновение сходных «символических» образов у различных субъектов. С другой стороны, даже при прекращении восприятия предмета наблюдается сохранение «символического» образа, пусть и временно. Можно предположить, что «предметная» и «символическая» компоненты не связаны некоторым «жестким», необходимым способом, а возможна некоторая независимость «символической» составляющей. Наблюдая независимое существование «символических» компонент, приходим к понятию мира, возникающего в результате восприятия символов. Как результат восприятия, мир этот строится таким же способом, как и «обыденный» мир явлений, и его создание также зависит от настроек интерпретатора. Назовем этот мир символическим. Не следует, подчиняясь склонности мышления к всеобщности, по аналогии представлять себе мир понятий или идей. Мир как результат восприятия, может быть создан только образами – восприятия или воображения, а понятие и идея образа не имеют и не вызывают. Также, как мир явлений, воздействуя на человек, вызывает изменение настроек интерпретатора, символический мир, в свою очередь, делает это, изменяя способ восприятия человека, а, значит, изменяя оба мира. |