В начало
Статьи
Библиотека
Разное

Вот здесь - новый сайт, заходите немедленно!

kift - Коллекция Интересных Фактов и Теорий

А тут можно поболтать и побухтеть, милости просим:

kift - неизданное

Пропедевтика

Основы символизма

Воображение

Проблема креативности

Реальность образа воображения

Воображение
Символ

Как известно из опыта, образы, появляющиеся в мышлении человека, могут быть описаны при помощи тех или иных средств.

Основное средство – словесное описание. Изображение образов в картинах, скульптурах и тому подобном пока не учитывается, хотя принципиальной разницы нет. Но тут будет в первую очередь восприниматься предмет, а не образ.

При описании образа у воспринимающего описание субъекта возникает собственный образ. Можно рассудить двояко. Либо в основе переданного образа лежит предмет реальности – каким бы ни был образ; либо словесное описание чего бы то ни было само по себе образует реальный предмет.

Можно предположить, что правильное описание заставляет «включиться» воображение, в результате чего возникает образ. Против этого возразим так: во-первых, налицо схожесть образов у описывающего и воспринимающего описание субъектов, – а это признак восприятия реального предмета. Во-вторых, образ воображения должен возникать спонтанно, – неважно, каким способом, а образ, возникающий на основе какого бы ни было восприятия необходимо имеет в основе предмет реальности.

Определяем, что любой образ, который может быть описан так, чтобы другой субъект мог на основе описания создать собственный – любой, – образ, имеет в основе предмет реальности. Так как большинство (если не все) образов воображения могут быть описаны так, мы приходим к понятию креативной способности воображения. Либо – воображение значительно сужает свою область, ограничивая лишь принципиально неописываемыми образами.

Можно предположить, что описание (к примеру, словесное) вызывает своего рода понятийное воздействие на воспринимающего субъекта. Иначе говоря, любое (словесное) описание необходимо абстрагировано над явлением, к которому оно относится. Слова, по существу, есть краткое выражение понятий, относящихся к какому-то шаблону (предметной области, лексическому набору).

Чтобы судить о верности этого предположения, надо определить, может ли понятие без образа воздействовать на восприятие.

Понятие есть представление, объединяющее сходные признаки явлений. Понятие – нечто, находящееся «на уровень выше» содержания явлений, и не может быть отождествлено с явлением. Слова как причина возникновения образа есть нечто, сходное с предметом реальности. Понятия не смогли бы действовать так. Так как образ, вызываемый словами, сходен с образом, вызываемым предметом, то (для воспринимающего субъекта) и природа слова сходна с природой объекта, чей образ возникает. Слова, воспринятые субъектом, не есть лишь понятия, они приобретают некоторую реальность. Подобное можно сказать не только о словах, но и о других продуктах человеческой деятельности.

Вопрос. Почему отнюдь не всегда отмечается заметное воздействие слова (описания) на другого субъекта. Очевидно, что доля материальности слова очень мала и для достижения заметного эффекта требуется изменение настроек восприятия субъекта. Образы, создаваемые описаниями в мышлении субъекта, как раз и могут выступать в роли факторов, изменяющих настройки.

Также как личность человека воспринимается им как внешний объект, образы воображения воспринимаются подобно. Здесь нет принципиальной разницы с передачей описания другому субъекту, передача происходит непосредственно, без задействования субстрата описания. Так как образ воображения подвергается в дальнейшем восприятию, можно предположить, что даже неописанный (словами) образ обладает некоторой долей реальности, во всяком случае, для воображающего субъекта. Реальность не может быть отдельной для каждого субъекта. Значит, можно предположить реальность образов, формируемых воображением – и их существование для всех воспринимающих субъектов.

Hosted by uCoz